Медитация от зависимого поведения. физиология, психология, нюансы и ловушки практики. Все человеческие зависимости, будь то физиологические (пищевая, никотиновая, алкогольная и пр.), или эмоциональные (созависимые отношения, зависимость от одобрения, или даже зависимость от страдания (комплекс жертвы), так или иначе, являются результатом внутренней неудовлетворенности и на уровне физиологии сопровождаются нехваткой выработки определенных нейромедиаторов в головном мозге (серотонин, дофамин и пр). Этот феномен известен как "Синдром неудовлетворенности", который, имея способность со временем только усиливаться, в итоге может захватить всю жизнь человека, начиная ей управлять и стремительно понижать ее качество. Чтобы взять жизнь в свои руки и вернуть себе ответственность за собственную радость и свободу, необходимо изменить химические процессы, дирижируюущие этим синдромом. Конечно, перед этим можно найти причину, его спровоцировавшую и вызвавшую те или иные формы зависимости (к примеру, отсутствие грудного вскармливания часто способствует формированию никотиновой зависимости, "недолюбленность" и "недоласканность" в детстве может сформировать зависимость эмоциональную, психические детские травмы, связанные с разрывом контакта со значимым взрослым, могут во взрослом возрасте быть подспорьем для формирования зависимости алкогольной и т.д.), но такие "раскопки" причин могут занять слишком много времени, а иногда и всю жизнь, которую мы в этих зависимостях и проводим. Кундалини йога, известная как одна из сильнейших техник по работе с различными формами зависимого поведения, имеет в своем арсенале ряд эффективных крий и медитаций, одна из которых так и называется: "Медитация от зависимого поведения". ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ: Эта медитация напрямую воздействует на центр удовольствия за счет оказываемого давления большими пальцами на височные области, которое рефлекторно возбуждающего ритмический ток реакции, текущий к центральному мозгу. Эти токи воздействуют на фрагмент в головном мозге Nucleus Accumbens (прилежащее ядро), расположенный под шишковидной железой, генерирующий секрет центра удовольствия в гипоталамусе. Прилежащее ядро очень чувствительно к колебаниям уровня нейротрансмиттеров, отвечающих за передачу сигналов радости и удовольствия, и недостаток даже одного нанограмма дофамина делают человека безрадостным и несчастным, заставляя его искать удовольствие во внешних факторах, прибегая к алкоголю и курению, приносящих дофамин, или зависимости от сладкого (стимуляция выработки серотонина), и пр. Так же, нарушение равновесия в этой области расстраивает работу еще и шишковидной железы. А именно пульсирующее излучение шишковидной железы (эпифиза) регулирует работу гипофиза, который в свою очередь, управляет деятельностью остальных желез эндокринной системы, влияющих на наше физическое и психоэмоциональное состояние. Таким образом, именно восстановление равновесия в регуляции центра удовольствия является одним из главных ресурсов в работе со всеми формами зависимого поведения, ведь чем мы больше внутренне удовлетворены, тем меньше мы нуждаемся во внешней подпитке и поддержки; тем мы более свободны и менее привязаны. Предлагаемая медитация дает отличные результаты для каждого, эффективна даже в период реабилитации от наркотической зависимости, психических заболеваний и фобических состояний. Ведь когда механизм удовлетворенности работает слаженно, многие привычки и зависимости отпадают сами собой. Как уже говорилось, помимо физиологических, эта медитация влияет и на психологические зависимости, например, когда человек постоянно ищет одобрения окружающих, поддержки, любви, хочет быть всегда и во всем первым, самым успешным ит.д., он попадает в своеобразную "невротическую дыру", и, сколько бы стараний он не предпринимал, чтобы "засыпать" эту яму собственной неудовлетворенности, она будет становиться лишь больше. МОТИВАЦИЯ ОТ МАСТЕРА: Йоги Бхаджан говорил, что эта медитация относится к той категории медитаций, которые будут '"взяты на вооружение" будущей медициной. Эта медитация будет использоваться для лечения всех видов психических и физических расстройств, однако может пройти много лет, прежде чем новая медицинская наука будет достаточно хорошо понимать воздействие этой медитации, чтобы выразить все ее параметры количественно. ТЕХНИКА: Поза: сядьте в простую позу со скрещенными ногами. Спина прямая, удерживайте легкий "горловой замок". Теперь поместите подушечки больших пальцев в углубления на висках – это примерно 1-2 см от бровей. Ладони разверните вперед и вверх, сожмите все пальцы, кроме больших, в кулаки. Сильно (!!!) надавливайте большими пальцами на виски, одновременно смыкая челюсти, сжимая зубы. Каждое надавливание идет навстречу сжатию, абсолютно синхронно. Мысленно создайте вибрации пяти первичных звуков "SA ТА NА MA" в точке межбровья. Продолжайте в течение 5-7 минут. С практикой это время можно увеличить до 20 мин., а в конечном итоге - до 31 минуты. На каждый слог мантры сдавливайте челюсти и пальцы. Глаза: закрыты, сведены в точку межбровья. Время: от 3 до 31 минуты. Желательно выполнять эту медитацию хотя бы 40 дней. Это необходимое время для того, чтобы разрушить старые привычки, изменить и закрепить новый уровень дофамина и серотонина и сформировать новые нейронные связи, отвечающие за образ мышления и поведения внутренне удовлетворенной личности. НЮАНСЫ: При выполнении медитации следите за тем, чтобы позвоночник был прямым, особенно важно убрать прогиб в нижних 6-ти позвонках. Если в простой позе этого эффекта добиться не получается, сядьте в позу колени-пятки или на стул. Важна хорошая проводимость сигналов по позвоночному столбу. Локти необходимо направить немного вперед (избегать положения "ушей чебурашки". Кулаки так же развернуты вперед под углом 45%. Это создает правильный рычаг опоры и обеспечивает необходимое давление на височные доли. Внимание полностью сосредоточено на "звучании" мантры внутри мозга. Можно представить головной мозг в качестве акустической камеры и стараться почувствовать, как звуки мантры расходятся внутри этой "камеры". Если поначалу внимание будет держать сложно, и мысли время от времени будут его захватывать в свой плен, просто проявите настойчивость и самоподдержку. С каждым разом медитация будет все глубже и ярче. ЛОВУШКА: Важно понимать, что закрепление полученного результата может произойти, если мы не только восстановили физиологический уровень удовлетворенности и процессы, его регулирующие, но еще и позаботились о способах его поддержания на должном уровне. Другими словами, если мы не поймем, каким именно способом мы проваливаемся в свою неудовлетворенность, в ту самую "невротическую дыру", то даже эта медитация станет очередной зависимостью, временно принося психологической и физиологическое облегчение. Важно осознать наши мысли, те устойчивые нейронные связи, которые, возбуждаясь на тот или иной раздражитель, вызывали в теле определенный химический ответ (выброс соответствующего каждой мысли "коктейля" нейротрансмитеров, пептидов и гормонов) и поменять их. Истинное исцеление возможно, если мы научимся опознавать причино-следственные процессы своих зависимостей, и натренируем себя выбирать только те мысли, те формы ответной реакции на внутренние или внешние сигналы среды, которые соответствуют нашим истинным ценностям, высшим принципам, исходя из позиции максимальной ответственности, любви и заботы о себе. Другими словами, без осознанности, любая практика, даже самая эффективная, становится лишь паллиативом. Настоящая трансформация следует за развитием осознанности, как тень следует за предметом. Чем более мы осознанны, тем больше мы укоренены в ощущении своей самости. Тем менее мы зависимы, тем более мы целостны и "ценностны". Осознанности нам и... любви! Сат Наам!